Психологизм в романе Г.Гессе "Степной волк"
- creefri
- 26 дек. 2015 г.
- 8 мин. чтения

Одним из направлений литературы, появившимся и получившим распространение в первой половине XX века, была интеллектуально-философская проза. В романах таких писателей как Т. Манн (романы «Волшебная гора», «Доктор Фаустус»), Г. Гессе (романы «Степной волк», «Игра в бисер») и других поднимались проблемы осмысления жизни, переживания человеком многогранности и противоречивости своего “я”, ощущения кризиса культуры.
Важной чертой этих произведений является психологизм, интерес к внутреннему миру героев, раскрытие перед читателями его сложности, отражение собственных глубинных переживаний автора.
КРАТКИЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
“Степной волк” был написал в 1927 году, и в этом же году происходит действие романа. Это время между двумя мировыми войнами, время, когда старая, наполненная духовными поисками культура прошлого уступала место новой развлекательной культуре, когда “целое поколение оказывается между двумя эпохами, между двумя укладами жизни”.[1] Это противоречивое и сложное время отражено в романе Г. Гессе. Однако нельзя сказать, что в тематике произведения главенствует конкретно-исторический аспект. Противопоставление человека напряженной духовной жизни простым обывателям из мещанской среды - тоже важный мотив и композиционный прием произведения. Но наиболее значительной и определяющей является тема обретения человеком своего “я”, тема преодоления психологических кризисов, поиска своего места в мире.
Что же интересует автора, какие вопросы он задает в своем произведении?
Неповторимый авторский взгляд на мир отразился в формулировке проблемы, которую он ставит перед своим героем - как познать себя, как примирить кажущиеся непримиримыми стороны своей личности, не потеряв при этом ни одной из них, а обретя цельность и гармонию? Этот вопрос в той или иной степени волнует каждого человека, поэтому актуальность идейно-нравственной и философской проблематики произведения не теряется и спустя много десятилетий, несмотря на то, что конкретно-исторические подробности той эпохи уже не так сильно отзываются в культурном контексте современного человека.
Гессе интересует личностное начало в герое, его развитие, динамика его психологического состояния, а не событий вокруг. Композиционный принцип романа - книга в книге, опубликованные записки “степного волка”, в которых главный герой от первого лица испеведуется перед читателями, рассказывает в мельчайших подробностях о своих переживаниях, о кризисах, через которые он проходил за три описанные недели, и о пути исцеления, на который он встал.
Как отмечают многие исследователи, роман “Степной волк” автобиографичен. Известно, что Герман Гессе с детства был чрезвычайно чувствителен ко всему в мире, он был одиночкой, с бунтарскими склонностями, и при этом не обладал сильным психическим складом, из-за чего уже в юном возрасте начал проходить через мучительные невротические эпизоды и даже попытки самоубийства. Тема разрыва с окружающими людьми, отчужденности и одиночества, внутренних конфликтов повторяется во всех его произведениях. Однако в “Степном волке”, написанном Гессе после курса юнгианского психоанализа, мы слышим мотив надежды на преодоление противоречий, на обретение единства и гармонии. В послесловии к швейцарскому изданию романа Гессе писал: "Разумеется, я не могу, да и не хочу предписывать читателю, как ему следует понимать мой рассказ. Пусть каждый возьмет из него то, что сочтет для себя подходящим и нужным! Тем не менее мне было бы приятно, если бы многие из читателей заметили, что история Степного волка хоть и изображает болезнь и кризис, но не болезнь, которая ведет к смерти, не гибель, а ее противоположность: исцеление".
Композиция романа служит цели раскрыть внутренний мир героя, показать ход его мыслей и динамику чувств.
Мир, изображенный в записках “Степного волка” сочетает в себе как жизнеподобные черты, так и фантастичность. В “предисловии издателя” заметки Степного волка названы “отчасти болезненными, отчасти прекрасными и глубокомысленными фантазиями”. Читая их, не всегда просто отделить правдоподобное от фантастического. Но именно благодаря этому приему читатели становятся “ближе” к главному герою, могут оценить и понять его внутренний разлад, его путь внутреннего самопознания, который иначе чем через фантастические образы постичь невозможно.
Описательные эпизоды в произведении практически отсутствуют. Автор обращает внимание только на те детали, которые имеют значение для раскрытия образов героев, их внутреннего состояния.
Ритм повествования неравномерный. Первую часть произведения наполняют тяжелые внутренние монологи героя, и лишь во второй половине, после одной из ключевых опорных точек, в которой появляется новый персонаж и спасает Гарри Геллера от назревшей в нем потребности убить себя, появляется событийная динамика, придающая оживление и изменяющая настроение романа.
Композиционное строение сложное, как было сказано выше, роман представляет собой книгу в книге. Начинается он с повествования от лица случайного, по сути, в жизни Гарри Геллера человека - племянника хозяйки квартиры, нашедшего его записки после внезапного отъезда героя. Однако в структуре произведения его присутствие не случайно - именно он знакомит нас с главным героем, дает краткое описание его внешности, образа жизни и даже указания на биографические подробности. Без такого вступления представление о Гарри Геллере было бы не полным. Он же подготавливает читателя к непростому, но интересному чтению, и настраивает на положительное отношение к герою, которое могло бы и не сложиться, учитывая сложность первых десятков страниц. Далее произведение представляет из себя исповедь главного героя. Есть в романе и вставные эпизоды - “Трактат о Степном волке”, в котором как будто бы возвращается повествование от 3го лица, а также стихи и описание снов.
Хотя нельзя упускать из виду отраженный в “Степном волке” конфликт сильной духовной личности со средой, с чуждым ей мещанским укладом жизни, все же основной конфликт произведения – внутренний. Герой не сражается с внешними врагами, не преодолевает жизненные преграды, он сосредоточен на внутренней борье, которая представляет угрозу его жизни. И хотя финал произведения был оставлен открытым, настроение последней части романа можно назвать обнадеживающим. Автор оставил читателям указание на теоретическую возможность разрешимости конфликта.
ПСИХОЛОГИЗМ В РОМАНЕ
Как мы выяснили в процессе анализа, выраженной стилевой доминантой романа Г. Гессе “Степной волк” является психологизм.
Есин пишет о трех основных видах психологизма, различаемых в зависимости от способа выражения в литературном произведении - явный (прямой), неявный (косвенный) и суммарно-обозначающий.[2] В “Степном волке” психологизм, в основном, явный, выраженный в самоанализе героя, в прямом назывании и описывании им своего внутреннего мира.
Однако некоторые композиционные части произведения имеют характер косвенного и суммарно-обозначающего психологизма. Такими частями являются “предисловие издателя” и “трактат о степном волке”, в которых герой описывается от третьего лица.
“Предисловие издателя” дает наиболее объективную оценку герою, наблюдение со стороны. В этой части романа психологизм выражен в косвенной и суммарно-обозначающей форме. Косвенный психологизм проявляется, когда личность героя описывается так, как ее видит рассказчик со стороны. Таким образом создается портрет героя. Например, рассказывая о новом постояльце своей тетушки, автор предисловия упоминает, как тот, едва переступив порог дома в первый раз, “по-птичьи” запрокинул голову, принюхиваясь и заметил приятный запах[3], что сразу показывает читателям неординарность, странность посетителя. Он одет в модное, удобное пальто, у него красивый кожаный чемодан и кофр, покрытый наклейками из разных заграничных отелей, его лицо гладко выбрито, но при этом у него небрежный вид, “странная улыбка” - его как будто смешит все, что происходит, как будто он “явился из другого мира”.[4] Не меньше деталей дает автор предисловия, описывая комнату и образ жизни героя. Комнату Гарри Геллер сразу начал обвешивать разными картинами, иллюстрациями, стулья и полки покрылись книгами с многочисленными закладками и комментариями, что говорит о разносторонних интересах героя. Но этот положительный образ снабжается также и настораживающими деталями - “покрытый пылью этюдник с красками”, беспорядок в комнате, многочисленные бутылки с алкоголем. Иллюстрации на стенах постоянно меняются, а содержание книг исключительно художественное. Гарри не соблюдает режима сна и питания, иногда по целым дням не выходит из дома. Его мучают различные недуги. Он ведет замкнутую и одинокую жизнь. Все это создает противоречивый, странный образ, ощущение какой-то бесплодности и беспорядочности в герое.
Помимо косвенной формы психологизма здесь есть также и суммарно-обозначающая. Автор предисловия называет и по-своему интерпретирует состояние героя. Он называет его “гением страдания”,[5] считая, что тот болен “болезнью самой эпохи”[6] и даже делает попытку объяснить причины - он видит их в том, что “благочестивые родители воспитывали его в том духе, который кладет в основу воспитания “подавление воли”,” научив его “ненавидеть себя самого”, и “таким образом, вся его жизнь была примером того, что без любви к себе самому невозможна и любовь к ближнему”. [7]
Основным же способом выражения психологизма в романе является его самая прямая, явная форма - самоанализ, который представляет собой рассуждения героя о самом себе, подробное описания своего внутреннего состояния.
В “записках Степного волка” мы можем проследить за внутренней работой Гарри Геллера, за ходом его мыслей. Перед нами проявляется чрезвычайно противоречивый образ. Герой противопоставляет себя другим людям, например, описывает, как в годы юности “опьяненно впитывал в сбя атмосферу одиночества и грусти”,”полный глубокого счастья и глубоких стихов”,[8] называет свою квартиру “кельей”, неоднократно повторяется в его исповеди мотив “не для всех”, мотив исключительности, обособленности от других людей. Он сам вышел из среды мещанства – но говорит о презрении к мещанам, в то же время испытывая притяжение к ним. Так, он рассказывает, что никогда не жил нигде, кроме мещанских домов, а площадку на лестнице его дома, которая для него является олицетворением чистоты, порядка, уюта, довольства - всего мещанского - называет “храмом” и часто подолгу сидит перед ней. В исповеди героя также звучит самобичевание. Он считает, что если лень прошел спокойно и мирно, то значит он “убил” день. [9] Без страданий, без сильных чувств он не может жить, и при этом называет других людей “правильными”.[10]
В романе используются также такие косвенные приемы психологизма как детали природы, города. Город описывается такими образами как “сырой асфальт”, “тусклые отражения”, “умершая церковь”, “черная пропасть переулка”, а природа - “холодная морось”, “густой сумрак”, “свинцовое утро” и т.д., что в не меньшей степени отражает болезненное состояние героя, чем прямое описание.
Образ джазовой музыки контрастен - она “лихорадочная”, “жаркая”, с “веселой, грубой дикостью”, “честной, наивной чувственностью”,[11] пробуждающая инстинкты, оставляющая впечатление “мальчишеской свежести”.
Сны в форме “потока сознания” - характерного приема многих произведений XX века, а также наркотические переживания героя насыщены психоаналитической символикой.
В “трактате о степном волке”, написанным от третьего лица, психологизм имеет суммарно-обозначающий характер. В ней рассматривается идея Гарри Геллера о раздвоенности его личности на природу человека и природу волка, описываются последствия такого самовосприятия для героя - такие как глубокий разлад и постояная самокритика из-за того, что “человек и волк не уживались”[12] в нем. Упоминаются моменты просветления, когда волк и человек “заключали мир”[13] в душе героя. Подчеркивается стремление героя к независимости с ранних лет, которое и ведет к гибели. “Свобода - это смерть”[14] - делает вывод автор трактата. Степной волк “задыхается в разреженном воздухе одиночества”.[15] Душевный кризис приводит к тому, что герой смотрит на свое “я” как на опасное порождение природы и стремится к самоубийству как к единственному выходу. Трактат напоминает выписку из медицинской карты, где холодно и отстраненно описывается история болезни пациента. Предлагаются и “методы лечения”, одним из которых является примирение конфликтующих стремлений личности Гарри в спасительном юморе, а вторым - “очная ставка с самим собой”,[16] магическое зеркало, в котором можно увидеть свое “я” без фальсифицирующих масок, и увидеть, что в нем нет ни волка, ни человека.
Мы провели общий анализ романа “Степной волк”, выяснили его тематику и поставленные автором проблемы, затронули используемые художественные средства, композиционное строение произведения, выявили его стилевую доминанту, которой является психологизм.
Психологизм в романе проявляется в нескольких формах, в зависимости от способа описания внутреннего мира героя - от первого или от третьего лица, явного или неявного. Все формы психологизма служат в произведении одной цели - показать внутреннее состояние личности, его развитие и изменение, где-то объяснив происходящее, а где-то предоставив в распоряжение читателя возможность самостоятельной интерпретации.
Все описания окружающей обстановки, предметов, явлений, людей в романе содержат психологизирующие детали-символы, вносящие свой вклад в целостное восприятие художественного произведения.
Художественная и культурная ценность романа очень велика. Это одно из самых читаемых произведений XX века, воплотившее в себе все характерные черты интеллектуально-философской прозы, которая продолжает ставить вопросы перед новыми поколениями читателей.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Источники
1. Гессе, Г. Степной волк. – М.: АСТ, 2015. – 283 с.
Литература
2. Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. – М.: Флинта, Наука, 2000. – 248 с.
3. Луков, Вл. А. История литературы. – М.: Издательский центр “Академия”, 2008. – 512 с.
Ресурсы Интернет
4. Герман Гессе/Herman Hesse: www.hesse.ru
[1] Гессе Г. Степной волк. М.: АСТ, 2015. C. 28.
[2] Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. М.: Флинта, Наука, 2000. С. 56.
[3] Гессе Г. Степной волк. М.: АСТ, 2015. C. 12.
[4] Гессе Г. Степной волк. М.: АСТ, 2015. C. 5.
[5] Там же. C. 13.
[6] Там же. С. 27.
[7] Гессе Г. Степной волк. М.: АСТ, 2015. C. 14.
[8] Там же. С. 34.
[9] Там же. С. 29.
[10]Там же. С. 49.
[11] Гессе Г. Степной волк. М.: АСТ, 2015. C. 46.
[12] Там же. С. 50.
[13] Там же. С. 54.
[14] Там же. С. 57.
[15] Там же. С. 57.
[16] Гессе Г. Степной волк. М.: АСТ, 2015. C. 69.
Comments