Жизнь английского дворянства в романах Джейн Остин
- creefri
- 26 дек. 2015 г.
- 9 мин. чтения

Джейн Остин - английская писательница конца XVIII - начала XIX века. В этот период начал развиваться реализм - литературное направление, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности.
Для творчества писательницы, как типичного представителя литературного реализма, характерно внимательное отношение к особенностям светского образа жизни, нормам поведения и традициям дворянства. Она писала так называемые романы нравов, в которых искусно создавала яркие и точные образы людей с разной психологией, привычками и образом мышления.
Психологизм произведений Джейн Остин сочетается со сдержанностью и простотой стиля. Бесспорно, художественный мир писательницы создан с большим жизнеподобией, реализмом и отражает современную ей действительность.
Все вышеперечисленное позволяет культурологу рассматривать романы английской писательницы как источник ценных сведений о культурном контексте эпохи, о характерных особенностях обычаев, норм, взглядов представителей разных социальных групп, в первую очередь, конечно, дворян.
ОБРАЗ ЖИЗНИ ДВОРЯНСТВА
Какие характерные особенности жизни английского дворянства мы можем выделить на основании романов Джейн Остин?
Очень важно для дворянина было общественное мнение. Он как будто бы жил постоянно на виду у окружающих светских людей, и был обязан соответствовать многочисленным гласным и негласным правилам. Нарушение правил могло привести к “изгнанию” из светского мира.
Во многих местах романа Джейн Остин описывает сплетни, обсуждение одними представителями дворянства других. Так, в “Леди Сьюзен” главная героиня пишет в письме подруге, что “Миссис Вернон .. безупречно воспитана, она, безусловно, женщина светская”.[1] В другом месте романа упоминается, что друг семьи поведал миссис Вернон “подробности неприглядного поведения в Лэнгфорде”[2] леди Сьюзен. Слухи о происходящем в дворянских семьях передаются и при устном общении, например, в романе “Чувство и чувствительность” полковник Брэндон узнает о свадьбе Уиллоби, случайно услышав разговор на улице, и скоро это “стало всеобщим достоянием”.[3] О скандале в семье Феррарс Элинор узнает от миссис Дженнингс, а та, в свою очередь - от доктора, ставшего случайным свидетелем произошедшего. И все эти подробности семейной жизни, поведения, финансовых дел с удовольствием обсуждаются в гостиных дворянских домов.
В теплое время года дворянские семьи выезжали на природу и жили как в своих поместьях, так и гостили у своих друзей. Считалось, что уехать из гостей быстро - дурной тон, поэтому гостили подолгу, иногда по несколько месяцев. Так, после смерти мужа леди Сьюзен живет то у друзей в Лэнгфорде, то в поместье у родственников, сестры Дешвуд дожидаются, когда “срок их визита подойдет к концу и прервать его можно будет без неприличной спешки”.[4] “Даже простая вежливость воспрещает столь поспешный отъезд” - говорит мисс Дешвуд сестре.[5]
В поместьях большинство дворян в изображении Остин ведут легкий и праздный образ жизни - они ездят на охоту, собирают компании, чтобы проводить вечера за играми в карты, светским общением, устраивают танцы. В хорошую погоду они ездят в экипажах по окрестностям, катаются на лодках, устраивают пикники.
Героини Джейн Остин выделяются на фоне изображаемого ей светского общества. Они занимаются интеллектуальными занятиями, им не чужды духовные поиски и наполненность внутреннего мира. По контрасту с ними дворянская среда выглядит праздной, легкомысленной и пустой. Однако, в ту эпоху девушки, подобные мисс Дешвуд, были исключением. В какой-то степени можно сказать, что они опережали свое время.
Живя в загородных поместьях, девушки читали книги, иногда вслух в небольшом кругу, занимались рукоделием, рисовали, играли на фортепиано и пели романсы, собирались на чаепития и прогулки.
Для светских людей важно было собрать у себя дома как можно больше уважаемых и интересных гостей.
Центром светской жизни был Лондон, куда съезжалось на зиму все дворянское общество. Путь занимал иногда несколько дней или даже недель, в Лондон приезжали даже из Шотландии, и для дальних поездок использовались специальные дорожные экипажи. В Лондоне наиболее богатые дворяне жили в своих столичных домах, менее богатые останавливались у родственников и друзей или снимали квартиры.
Более бедные дворянские семьи не могли позволить себе ездить в Лондон каждый год, и это считалось большим упущением, ведь именно в Лондоне молодые люди впервые встречались со светом. Мисс Латтрелл пишет подруге, что она “была бы очень довольна, если бы матушкин доход позволял привозить нас зимой в столицу”.[6]
На различных званых ужинах и балах они приобретали знакомства, девушки обзаводились поклонниками. Здесь же состоялись помолвки и свадьбы. Помимо балов, Лондон предлагал также множество других светских мероприятий - музыкальные вечера, театры, прогулки по садам.
В романах упоминаются поездки на лечение в Бат, а также в Танбридж и Бристоль. Брат мисс Лесли в романе “Замок Лесли” был во Франции и Италии и даже “женился на знатной и богатой неополитанке” и остался там жить,[7] однако больше упоминаний о каких-либо заграничных поездках в произведениях Остин нет, из чего можно сделать вывод что страсть к путешествиям и познанию мира не был харатерен для английского дворянства, и их интерес был сосредоточен на родной стране.
Очень важна была для английского дворянства светскость, которая была необходимым условием для того, чтобы человек был принят в соответствующий круг. Для светского человека были характерны приверженность правилам приличия, безупречная воспитанность. Мы видим, что в письмах одна из героинь “Леди Сьюзен” называет брата, маму и подругу на “вы”, что можно заметить и в других эпистолярных произведениях Остин. Также поощряемыми были непринужденность манер, способность поддержать любой разговор и нужные знакомства.
В светских разговорах касались политики, новых способов ведения сельского хозяйства, общих знакомых. Тяжелых тем не касались, так же как избегали обсуждения физиологических подробностей. Например, леди Мидлтон, олицетворение светскости в романе “Чувство и чувствительность”, стремится переменить тему, как только разговор коснулся того, что одна из дам ожидает ребенка. Было принято хвалить хозяйку и ее дом, восхищаться исполнением музыкальных произведений, картинами, рукоделием. Джейн Остин описывает двух гостий, которые выглядели “отнюдь не чуждыми светскому тону. Платья их были очень модными, манеры очень учтивыми: они пришли в восторг от дома, восхищались мебелью, и так нежно любили детей, что и часа не прошло, как леди Мидлтон составила о них самое лучшее мнение”.[8] В романе есть и описание типичного дворянина: “Ел он изящно, вставал и ложился спать в самое неопределенное время, питал любовь к своему ребенку, хотя и прятал ее под маской пренебрежения, и каждое утро развлекался бильярдом, вместо того, чтобы заниматься делами”.[9]
Мнением света очень дорожили. Оценка общества касалась не только внешних, материальных проявлений жизни человека, но и его личной жизни, чувств. Например, в романе “Леди Сьюзен” главная героиня пишет другу, что они не должны спешить с выражением своих чувств, потому что это “плохо сообразуется с требованиями наших друзей и мнением света”.[10] Общество настороженно реагирует, когда Марианна начинает много времени проводить с Уиллоби, будучи знакома с ним совсем недавно.
Было принято посещать всех родственников и знакомых, отвечать на визиты и регулярно появляться на светских мероприятиях. Об этом говорит миссис Марло из “Замка Лесли” в письме своей подруге: “Мистер Марло настаивает, чтобы я каждый вечер появлялась в свете”.[11]
В первом письме из “Собрания писем” описано волнение матери перед “первым entree в свет” своих юных дочерей.[12] Первое приглашение на чай воспринимается как судьбоносная “встреча с миром”.[13]
ОСОБЕННОСТИ АНГЛИЙСКОГО ДВОРЯНСТВА
Браки
Важной чертой дворянского общества было прагматичное отношение к браку. Брак был важным событием не только для человека, но и для всей его семьи и его круга. Часто жену или мужа подыскивали родственники, исходя из положения, репутации, титула будущего члена семьи. Пожилые светские дамы любили сводить подходящих, по их мнению, молодых людей. У миссис Дженнингс из “Чувства и чувствительности” “не было иных забот, кроме как переженить между собой весь свет”.[14]
Если избранник или избранница не устраивали родителей, то они могли препятствовать свадьбе, иногда под угрозой лишения наследства. “Как единственный сын и представитель древнего рода, ты должен осознавать, что твое поведение не может не вызывать у родственников повышенный интерес, в особенности в таких делах, как женитьба, где на карту поставлено абсолютно все: твое собственное счастье, счастье твоих родителей, твое доброе имя” пишет сер Реджинальд де Курси своему сыну и далее добавляет, что “ происхождение и репутация будущей жены должны быть безупречны”.[15] Таких примеров, когда родственники устраивают или расстраивают браки своих детей, в произведениях Джейн Остин очень много.
Если же согласие родственников не могло быть получено, молодые люди могли жениться тайно, но это было только в исключительных случаях, и обрекало их на трудности и лишения, поскольку в глазах света они не имели никаких прав. Такой случай описан во втором письме из “Собраний писем”.
Не редкостью были повторные браки, как среди женщин, так и среди мужчин. В “Замке Лесли” описывается как от брата мисс Лесли ушла жена. Отец мисс Лесли после смерти жены повторно женится, что вызывает недовольство у его старшей дочери, которая таким образом теряет свое право старшинства в доме. Леди Сьюзен, являясь вдовой, продолжает жить светской жизнью, флиртовать с мужчинами и подыскивает себе выгодную партию. Ее поведение не поощряется обществом, однако является допустимым и не порицается прямо.
В развитии отношений между будущими супругами предписывались сдержанность в чувствах и приличия. Молодые люди имели право переписываться, только после помолвки. Элинор была очень удивлена и расстроена, когда узнала, что ее сестра писала письма Уиллоби, не будучи помолвленной с ним.
В качестве знака любви мужчина мог попросить у невесты локон.
Время помолвки могло быть очень долгим, по несколько лет, особенно если существовали препятствия к заключению брака. Основными препятствиями служили юридические детали получения наследства. В пятом письме из “Собрания писем” Масгроу пишет своей невесте о том, что они не могут пожениться, пока не умрет ее тетя, оставив необходимое для счастливой семейной жизни состояние.
Состояние
Как уже было сказано, материальное благополучие было очень важно для дворянского общества.
В Англии действовал принцип майората, согласно которому все имущество после смерти владельца должно было переходить старшему наследнику. Однако на практике условия вступления в наследство были разными и иногда довольно запутанными, как например в семье Дешвуд, описанной в романе “Чувство и чувствительность”. Наследство могло быть делимым и неделимым, отчуждаемым и неотчуждаемым, в зависимости от статуса и подробностей завещания. Старший сын мог быть лишен права первородства за какие-то провинности перед родителями, как это произошло с Эдвардом Феррарсом, который пошел против воли матери и выбрал себе “недостойную” жену.
Большинство дворян не имели постоянного занятия, приносящего доход. Они жили на проценты от своего состояния а также на доходы, которые приносило поместье. Для увеличения доходов приобретались земли - фермы, выгоны. В “Чувстве и чувствительности” полковник Брэндон упиминает о том, что доход также приносит церковный приход, которым он владеет.
Дом дворянина соответствовал достатку владельца, по нему судили о состоятельности. О состоятельности также судили по одежде, поэтому ей уделялось большое внимание. “У моей подруги есть свои четыре тысячи фунтов, однако на наряды и развлечения она тратит ежегодно немногим меньше”, рассказывает мисс Латтрелл в письме.[16]
Помимо содержания дома и покупки нарядов, у дворян были и другие расходы - прислуга, экипажи, лошади, приемы и визиты. Из Лондона заказывались новейшие ноты, гравюры, книги.
Бедность и низкородность осуждались некоторыми представителями светского общества. Один из таких образов Остин показывает нам в третьем письме из “Собрания писем” - леди Гревиль “общается только с людьми влиятельными”[17] и подвергает оскорблениям свою бедную знакомую.
Однако есть в произведениях Джейн Остин и примеры того, как богатые родственники помогали бедным, например, после смерти мужа леди Сюзен жила в доме его брата. Получивший наследство мистер Дэшвуд считал себя обязанным помочь мачехе и сводным сестрам после смерти отца.
Образование
Для получения образования детей отдавали в лондонские частные школы. Обучение стоило дорого, но именно в таких заведениях дворянским детям прививались вкус, правильные манеры, понятие о светскости. В пансионах девушки заводили подруг. В основе образования девочек лежало обучение различным искусствам, таким как игра на фортепиано и пение, а также рукоделие. Новые тенденции в образовании также диктовали необходимость обучения наукам и языкам, однако многие матери относились к этому по-прежнему скептически. Так, леди Сьюзен жалуется своей подруге, считая, что ее дочь лучше должны были учить манерам и обаянию, чем наукам, считая что это гораздо полезнее в семейной жизни.
Высшего образования девушки не получали. После окончания пансиона матери старались как можно раньше выдать дочерей замуж.
У молодых людей было больше возможностей. Дворянский сын мог поступить в университет, например, в Оксфорд, либо в Вестминистерскую школу, получить престижное образование. После учебы он мог заняться политикой, стать членом парламента, или доверенным помощником. Другими достойными сферами приложения сил были военная карьера, юриспруденция, флот.
Для честолюбивых родителей было важно, чтобы сын занял достойное место в жизни, добился известности. Родители Эдварда Феррарса разоварованы в нем, так как он выбрал церковь, которая не считалась достаточно блестящим занятием для светского человека.
Если дворянский сын не находил себя ни в одном из достойных поприщ, то вполне приличным считалось не иметь постоянного занятия и вести праздный образ жизни.
Мы проанализировали текст нескольких романов Джейн Остин, в которых действие происходит на рубеже XVIII-XIX веков. Это настоящие романы нравов, воплотившее в себе характернве черты реалистической литературы.
Опираясь на материал произведений Джейн Остин, мы рассмотрели обычаи, нормы и традиции английского дворянства, особенности отношения к разным сферам жизни.
Английское дворянское общество представляло из себя довольно замкнутую и консервативную систему, в которой существовали строгие правила поведения, моральные предписания и нормы, нарушение которых было недопустимо.
Основными ценностями были материальное состояние, безупречность репутации, внешности и манер. Целью образования было привить светскость и умение себя вести. Индивидуализм, интерес к внутреннему миру человека, к духовным вопросам английскому дворянству был не свойственен.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Источники
1. Остен, Джейн. Леди Сьюзен. Замок Лесли. Собрание писем. – М.: АСТ, 2010. – 221 с.
2. Остин, Джейн. Чувство и чувствительность. – СПб.: Азбука, 2012. – 384 с.
Ресурсы Интернет
3. О жизни и творчестве Джей Остин. - http://www.apropospage.ru/osten/ost1.html
[1] Остен, Джейн. Леди Сьюзен. Замок Лесли. Собрание писем. – М.: АСТ, 2010. С. 16.
[2] Там же. С. 16.
[3] Остин, Джейн. Чувство и чувствительность. – СПб.: Азбука, 2012. C. 194.
[4] Остин, Джейн. Чувство и чувствительность. – СПб.: Азбука, 2012. C. 153.
[5] Там же. С. 186.
[6] Остен, Джейн. Леди Сьюзен. Замок Лесли. Собрание писем. – М.: АСТ, 2010. С. 149.
[7] Там же. С. 163.
[8] Остин, Джейн. Чувство и чувствительность. – СПб.: Азбука, 2012. C. 119.
[9] Остин, Джейн. Чувство и чувствительность. – СПб.: Азбука, 2012. C. 298.
[10] Остен, Джейн. Леди Сьюзен. Замок Лесли. Собрание писем. – М.: АСТ, 2010. С. 96.
[11] Там же. С. 156.
[12] Там же. С. 169.
[13] Там же. С. 170.
[14] Остин, Джейн. Чувство и чувствительность. – СПб.: Азбука, 2012. C. 38.
[15] Остен, Джейн. Леди Сьюзен. Замок Лесли. Собрание писем. – М.: АСТ, 2010. С. 34.
[16] Остен, Джейн. Леди Сьюзен. Замок Лесли. Собрание писем. – М.: АСТ, 2010. С. 137.
[17] Там же, С. 183.
تعليقات