top of page

"Путь масок" Клода Леви-Стросса


Клод Леви-Стросс - французский этнограф, социолог и культоролог. Он был одним из самых известных исследователей мифологии и искусства традиционных обществ, занимавшихся научной деятельностью в XX веке. Благодаря ему появилась теория структурализма, признанная во всем мире и значительно повлиявшая на развитие антропологии.

Клод Леви-Стросс долгое время провел в экспедициях, собирая сведения и коллекцию артефактов, которые затем передавались в музей. Однако нас в первую очередь Леви-Стросс интересует как теоретик, написавший ряд ярких научных работ, таких как “Раса и история”, “Печальные тропики”, “Тотемизм сегодня”, “Путь масок” и другие. Круг интересов исследователя был очень широк, и во всех его книгах мы видим блеск научной мысли и искренний интерес к изучаемым явлениям.

В данной работе мы будем говорить о прикладном искусстве традиционных обществ. Их изучением занималась этнография в лице таких ученых как Э.Б. Тайлор, Дж. Д. Фрэзер, Л. Леви-Брюль, А.И. Першиц, А. Голан. Об архетипической природе искусства, писали К. Леви-Стросс, К.Г. Юнг, Г. Франкфорт.

Леви-Стросс посвятил много времени разработке этой темы. В книге “Путь масок”, впервые опубликованной в Швецарии в 1975 году, французский этнолог исследует разновидности масок, распространенных у североамериканских племен.



ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ТРАДИЦИОННОГО ОБЩЕСТВА


Что представляет собой прикадное искусство традиционного общества? Уже в эпоху палеолита человек при создании вещей начал наделять их культурными смыслами. Помимо утилитарного значения, все предметы также заключали в себе художественное, символическое содержание. Они одушевлялись и обретали, в рамках возникшей мифологии, магическую силу.

О значении прикладного искусства, в частности его применения в ритуалах и обрядах, писали многие ученые, и не только этнографы. Так, Й. Хейзинга в рамках своей теории игровой культуры утверждает, что «игра необходима индивидууму как биологическая функция и необходима обществу как культурная функция – в силу заключенного в ней смысла, своей выра- зительной ценности, «в силу завязываемых ею духовных и социальных связей».[1] Ритуал, а так же все задействованные в нем предметы искусства, являются в традиционном обществе носителями информации. Одним из постоянных символов и инструментов ритуала является маска. Она «в сжатой форме отражает содержание ритуала, выраженное игровым моделированием означаемого образа, и центрирует вокруг себя многочисленные функции, которые дают основание игровым, фольклорным формам традиционной народной культуры.»[2]

С помощью ритуалов люди аборигенных племен адаптируются к явлениям окружающего мира, осмысляют события и явления природы. Леви-Стросс неоднократно упоминает об использовании индейцами масок в праздниках и обрядах. Маска, танец, представление во время обряда создают образ порядка, сообщают чувство постоянства и периодичности событий.

Таким образом, эстетическое качество предмета не является главной целью в прикладном искусстве традиционного общества. Творец должен соблюдать общепринятые формальные схемы, чтобы смысл его символов был понятен всему сообществу. Клод Леви-Стросс обращает внимание на то, что отголоски этого мы можем наблюдать и сейчас. Искусство, очень разнообразное в своих проявлениях, имеет глубокие корни, связанные законами исторической преемственности с искусством предшествующих эпох. “Стремясь быть оригинальным, художник убаюкивается иллюзией, возможно плодотворной, но привилегия, которую он дарует себе, совершенно нереальна. Когда он полагает, что спонтанно выражает себя, создавая оригинальное творение, он отвечает другим творцам — прошлым либо настоящим, актуальным либо потенциальным. Знают об этом или нет, но по тропе творения никогда не продвигаются в одиночку”[3], пишет Леви-Стросс в “Пути масок”.



МАСКИ В КУЛЬТУРЕ СЕВЕРОАМЕРИКАНСКИХ АБОРИГЕНОВ


В своем труде Клод Леви-Стросс прослеживает путь масок в рамках их передачи от одной общности к другой, заложенное в них сообщение и его трансформация в процессе передачи.

Маска - это символ, имеющий в себе множество смыслов и значений, которые можно извлечь только при сопоставлении ее с другими культурными объектами. По словам Стросса, “маска не существует сама по себе; она предполагает другие маски, всегда присутствующие у нее по сторонам, реальные либо возможные, которые могли бы быть избраны для того, чтобы заместить ее собою.”[4]

Клод Леви-Стросс полагал, что маски «сопрягают «мифологические данные, социальные и религиозные функции и пластическое выражение»[5] Помимо того, что маска позволяет осмыслять и воплощать в игровой форме присущие жизни общества и индивида противоречия, она также играет роль инструмента при межкультурном взаимодействии. Клод Леви Стросс анализирует способы воспроизведения одной и той же маски у разных племен - сэлиш, квакиутль, цимшиан и других - и приходит к интересному выводу. При распространении определенного типа маски между соседним племенами происходит взаимная перемена ее пластического выражения и семантических функций. У новой популяции со временем появляется новая маска, схожая с первой, и в то же время другая. Автор сформулировал это так: «Когда при переходе от одной группы к другой пластическая форма сохраняется, то семантическая функция инвертируется. Наоборот, когда семантическая функция сохраняется, то инвертируется пластическая»[6] . Пластические характеристики масок невозможно интерпретировать без сопоставления их с другими. «Они происходят из популяций, отличающихся по языку и культуре, но тем не менее достаточно близких друг другу для того, чтобы одна из двух масок могла быть заимствована: пластические характеристики маски xweixwe, принадлежащей квакиутль, объясняются как имитация маски swaihwe у сэлиш.”[7]

Исследуя маски, Клод Леви-Стросс подробно анализирует мифы об их происхождении у разных племен. В противоположность тем подходам, которые видят в мифе выражение общечеловеческих чувств или же объяснение непонятных явлений, для Леви-Строса миф — это, скорее, логический механизм разрешения противоречий о мире. Он не согласен с концепцией Л. Леви-Брюля, который утверждал, что людям традиционных обществ присуще дологическое мышление, не способное к усмотрению противоречивости явлений и процессов и управляемое мистическими переживаниями сопричастия.

В процессе анализа мифов и разных племен Стросс обнаруживает, что во всех есть общие черты, например, маска swaihwe у многих племен имеет отношение к обретению богатства, в частности, к владению секретами получения меди. У других племен похожим значением наделяются медные пластины, напоминающие по своей форме маски: “Ибо если у сэлиш swaihwe является средством обретения богатства, то мы считаем установленным, что у квакиутль медные пластинки — высшее богатство — это метафора swaihwe и что эта двойная риторика приводит к собственно тому значению, откуда было начато движение”.[8]



Мы рассмотрели роль прикладного искусства в традиционном обществе на примере масок североамериканских племен, изученных Клодом Леви-Стросом в «Пути масок». В этом труде ученый задается вопросами - почему та или иная маска воспроизводится именно в такой форме, какова ее связь с представлениями людей о разных явлениях мира и как меняются эти представления при распространении в разных областях.

Прикладное искусство имеет в традиционном обществе много функций, в частности позволяет человеку осмыслять и принимать явления и противоречия окружающего мира. Все предметы традиционного искусства, подобно маскам из исследования Леви-Стросса, заключают в себе культурные символы, которые передаются от одного сообщества другому и трансформируются при передаче.

Изучение пластической формы в прикладном искусстве может дать ключ к пониманию культуры в целом, однако, как показал Леви-Стросс, для этого необходимо сопоставление с другими сходными и противоположными явлениями.



СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


Книги

1. Леви-Стросс, К. Путь масок. – М.: Руспублика, 2000. – 399 с.

2. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - М.: Политиздат, 1989. - 573 с.


Ресурсы Интернет

3. Толшин, А.В. Функции маски в ритуале и обряде. [Электронный ресурс]. – 2007. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/funktsii-maski-v-rituale-i-obryade





[1] Толшин, А.В. Функции маски в ритуале и обряде. [Электронный ресурс]. – 2007. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/funktsii-maski-v-rituale-i-obryade


[2] Там же


[3] Леви-Стросс, К. Путь масок. – М.: Руспублика, 2000. – С. 97.


[4] Леви-Стросс, К. Путь масок. – М.: Руспублика, 2000. – С. 96.


[5] Там же. С. 48.


[6] Леви-Стросс, К. Путь масок. – М.: Руспублика, 2000. – С. 64.


[7] Там же. С. 96.


[8] Леви-Стросс, К. Путь масок. – М.: Руспублика, 2000. – С. 94.


bottom of page